КурортыYoungbloodБизнесОтчетыИнтервьюФотоВидеоСсылкиО сайтеПоиск

Snowbiz: Дима Рывкин – история создания Onboard и 4snowmag из первых рук

04.03.2010
ImageДима Рывкин – главный редактор Onboard Russia и 4snowmag – рассказывает все подробности появления этих журналов на российском рынке и делится планами на будущее.

Image

Чем ты занимался до того, как пришел в Onboard?
До того, как я пришел в Onboard, я работал в журнале «Проэкстрим» Алексея Рудольфовича Дергачева. Этот журнал полностью держался на энтузиазме Леши. До этого у Алексея был другой энтузиастский проект – журнал «Сноубординг», вышло несколько номеров в 2000-2001 годах, потом был перерыв, а потом Леша в конце 2002 года, кажется, выпустил журнал «Проэкстрим» – на деньги Предпринимателя, заинтересованного экстримом – уже с какой-то экономикой. То есть, «Проэкстрим» замышлялся как бизнес. Предполагалось, что в установленные сроки журнал выйдет на самообеспечение, а потом начнет зарабатывать. Сначала он для фирмы Предпринимателя был непрофильным активом, но довольно быстро стал непрофильным пассивом.

Проблема была в том, что концепция журнала нигде не была записана, а делался он просто из сердца Леши, плюс каждый привносил туда что-то свое. Я там был самый молодой и, преимущественно, писал о сноубординге. Мне было тогда 22-23 года, соответственно, я делал журнал для людей, которым было 22-23. Леша делал журнал для тех, кому чуть меньше 40, а наши девушки-редакторы делали из «Проэкстрима» женский журнал, у нас там даже был отдел кулинарии, например.

Никто на тот момент не проводил исследований экстрим-аудитории и не мог сказать, что интересно рекламодателям и читателям. Первые фокус-группы провели мы, при старте Onboard, но я к этому еще вернусь. После того, как «Проэкстрим» стал пассивом, Леша по своему разумению и, я думаю, заданию Предпринимателя стал искать издательский дом, который бы купил журнал со всеми долгами и потрохами.

В поисках издательского дома Леша нашел, в том числе, и Gameland. У «Геймлэнда» была сильная молодежная секция, представленная журналами «Хакер» и «Хулиган». Компания хотела развивать этот сегмент, в том числе, с помощью запуска журнала об экстриме. Поэтому основатель и директор Gameland Дмитрий Агарунов вместе с издателем «Хулигана» Александром Черных (с забавным ником «Холод») приехали в редакцию «Проэкстрима» знакомиться.

Состояние журнала в целом наши визави нашли неудовлетворительным и несоответствующим идеям и планам Gameland. И решили не покупать убыточный продукт. На повторной встрече, куда пригласили меня и Юля Мавлянову – тогдашнюю пиарщицу «Проэкстрима», – мы получили личные предложения сделать в рамках ГЛ молодежный журнал об экшн-спорте. Примерно прикинули, кто чем будет заниматься, я набрал побольше воздуха и пискнул, что хочу быть главредом, потом пискнул, сколько я хочу денег. Мне сказали «Да-да, конечно». Я отвесил челюсть – надо было просить больше :). Впрочем, ты стоишь ровно столько, на сколько хватает смелости.

После той встречи мы не стали торопиться выйти на новую работу. Журнал «Проэкстрим» еще продолжал существовать, все наши девушки и Леша на что-то рассчитывали, и мы поняли, что так поступать западло. Вернулись в редакцию, рассказали о сделанном предложении, засекли напряжение во взглядах и сказали, что никого предавать не собираемся.

Тем временем «Проэкстрим» сам собою загибался и загнулся, все сотрудники трудоустроились, а я написал довольно наглое письмо Холоду, что-то вроде: «Или я выхожу на работу к тебе, или ухожу работать в другое издание» (было предложение). На следующий день ответ: «Приходи тогда-то».

Image
Миланский аэропорт

Рождение Onboard
Прежде, чем перейти к остальному, хочу заметить, что любая история субъективна вне зависимости от желания действующего лица выступить отстраненно. Поэтому не забываем о том, что этот рассказ о прошлом, настоящем и будущем – мой взгляд на события, явления и процессы, которые тогда происходили :).

Была задача делать экстрим-журнал, Холод написал базовую концепцию, которую я дорабатывал, и было дано задание проводить фокус-группы с читателями и рекламодателями. В результате фокус-групп мы выяснили, что ни аудитории, ни рекламодателям не нужен журнал об экстриме в целом, потому что сноубордисты не хотят читать материалы о лыжниках, роллерах и BMX-ерах, не хотят и рекламодатели давать денег не пойми на что.

Путем нехитрых вычислений и манипуляций мы пришли к выводу, что нужен журнал о сноубординге, рекламных денег там было больше, а читательский интерес агрессивнее. Кроме того, рекламодатели хотели давать деньги именно на лицензионный журнал. Дальше надо было выбрать, какой именно журнал сюда привозить. Мы написали в Onboard (Виталик Михайлов активно лоббировал именно Onboard), в Transworld Snowboarding, в канадский Snowboarder и в Pleasure. Наиболее адекватными с точки зрения бизнеса (показатель – активная переписка) были Onboard и канадский Snowboarder. Тут включилась тяжелая артиллерия в лице Виталика, который стал всем вынимать мозг на тему того, что нам нужен именно Onboard. Он прав абсолютно, так как мы с Европой находимся в одном информационном пространстве, а никак не с Америкой или Канадой, поэтому нам не нужен ни канадский Snowboarder, ни Transworld. Я согласен с ним, хотя Transworld – довольно интересный продукт.

Потом уже у нас были мысли привести Transworld в качестве собственного дела. Зная бизнес изнутри, это можно было провернуть, и если что-то привозить, казалось нам тогда, то именно TWS – читатели его знают, база мощная, тесты, все любят. Но ребятам из TWS ничего не нужно. Всего попыток связаться с ними было сделано четыре, на две из них вообще никакой реакции, на две – когда подключилась Мария Герман с блестящим английским и знанием нюансов – нам стали отвечать раз в месяц в таком ключе: «Ну, напишите тому, напишите этому, а этот вообще на серфе сейчас катается, напишите через месяц». Поэтому TWS здесь нет, это одна из причин.

Итак, был выбран Onboard. Переговоры по бизнесу вел Холод, в его издательской подгруппе был только «Хулиган», и он собирался наращивать площадку, присовокупив к этому сноубордическое издание. Он договорился на бешеные деньги по лицензии. Порядок цифр – пятизначный в фунтах стерлингов.

Дальше еще один неоправданно крупный расход – на продвижение журнала. Когда мы с Колей Ваниным (первый выпускающий редактор Onboard) приходили в отдел маркетинга и дистрибьюции с идеями, разговор с нами был короткий: «Ты маркетинг изучал? Нет? Свободен». За этим последовало вложение еще одной пятизначной суммы на закупку щитов в метро, билбордов в неподходящих местах – можно все было сделать экономичней и эффективней. Самое смешное, что эти расходы довольно долго припоминали лично мне. Возможно, в воспитательных целях :-D. Звучало это примерно так: «Нестрашно ошибаться, вот, Рывкин, например, просрал триста штук, мы же его не съели» :-D.

Так родился Onboard, он постепенно набирал опыт вместе с редакцией. За полтора года все встало на стабильные рельсы, и в сезоне 06/07 мы смогли работать уже в полную силу. На моих глазах вырос артдиректор Никита Морозов, я помню, как он сделал в первом номере свой первый самостоятельный материал об SPC Trip на Эльбрус, после которого Даша Стеценко – автор фотографий – со мной год не разговаривала… Потом у Никиты был личный творческий прорыв – профайл Юры Гаврилова в конце первого сезона; и пошло-поехало.

Кстати говоря, на тот момент – конец 2004 года – ни один журнал не делал профайлов в сегодняшнем понимании этого слова – с серьезным подходом ко всем составляющим такого материала: специально выполненной портретной фотосессией, характерной для героя; проработкой арта (Юрин профайл был оформлен в хасслер-стайле, в качестве графического элемента использовались, в том числе, отрисованные бейсбольные биты) и прочим. В этом деле мы, по крайней мере, в рамках нашей песочницы, были для России трендсеттерами.

Также, как и с раскадровками. Onboard, во всяком случае, с 2004 года не делал раскадровки лесенкой, и мы первыми в стране стали делать исключительно полные раскадровки, с полным небом, потому что видели (как и в случае с оформлением профайлов), как это сделано у буржуев. Постепенно большинство фотографов стали доснимать небо.

Image
Норвегия 2007: чилл в ганкинском форде

С какими еще трудностями пришлось столкнуться?
Всегда в производственном процессе самая тонкая часть – это люди, которые работают в проекте, и их взаимодействие, направленное на результат. То, что называется командой. Мы, как команда, оформлялись где-то год-полтора. Были разные трудности, с этим связанные. Люди приходили и уходили.
С кем-то сохранились отношения, с кем-то нет. Например, Коля Ванин, довольно быстро отколовшийся от штатного расписания Onboard в свой бизнес (он открыл в начале 2005 года магазин Board Lab), в течение последующего срока существования Onboard, тем не менее, всегда принимал активное участие в его жизни.
Самым же трудным и успешным своим, с позволения сказать, проектом в рамках журнала считаю налаживание взаимосвязи между артдиректором Никитой Морозовым и фоторедактором Виталиком Михайловым. В первые полтора года они друг друга просто хейтили, осложняя работу всему коллективу. И, кстати говоря, примирились и начали продуктивно работать именно в тот момент, когда появилось совместное дело – первый сайт 4snow.

Еще пару вопросов по Onboard. Насколько буржуи контролировали содержание российского номера, был ли какой-то обязательный процент иностранного материала?
Не было никаких процентных соотношений, начиная со второго сезона это – на усмотрение российской редакции, тип договора – франшиза. Мы обязаны были согласовывать только обложку. Какое количество материала мы поставим – это европейский офис не волнует, единственное требование – журнал должен соответствовать «стандартам Onboard European Snowboard Magazine». Это контролировалось в полной мере.

В первых номерах Onboard ты давал номер своего мобильного, были звонки?
Звонили, много было звонков. Это было связано с политикой компании Gameland на тот момент. Директор считал, что главный редактор должен быть на постоянной связи с читателями, близок к народу, отвечать на все вопросы, которые у читателей могут возникнуть. Это была практически директива сверху. Мне было приятно отвечать на какие-то вопросы и как-то помогать людям, но сейчас у меня другой номер телефона :).

Image
Норвегия-2007: Ганкин, Ястребков, Рывкин и Виталик на переднем плане

Идем дальше. С чего начался 4snowmag?
Дело было так. Зимой 06/07 Никита Морозов и Виталик Михайлов одновременно с разных сторон начали наседать мне на голову на тему того, что Onboard – это хорошо, но нужно делать что-то свое. В результате обсуждений мы поняли, чего еще нет в индустрии, а не было на тот момент мегафункционального сайта, который работал бы как социальная сеть для сноубордистов, с большим фотоархивом. Было довольно просто понять, что для такого проекта нам с Никитой нужен Виталик, у которого огромная фотобаза. Я аккуратно стал Морозову намекать на кандидатуру третьего партнера, и вести к тому, чтобы он сам предложил кандидатуру Виталика. Иначе нам бы пришлось вкладывать непомерно большие деньги в фотобанк. В общем, все сложилось, мы занялись общим делом, сезон 06/07 стал первым, когда артдиректор и фоторедактор стали продуктивно работать по Onboard, и осенью 2007 года мы запустили собственный сайт.

Никита Журавлев – дизайнер первого сайта 4snow
Но для запуска сайта нам нужен был еще один человек, который бы сделал всю программную часть, и я позвал своего старого друга, с которым когда-то работал вместе – Никиту Журавлева по прозвищу «Поночка». Кстати говоря, именно он в 2002-м познакомил меня со сноубордингом. Мы с Михайловым и Морозовым скинулись деньгами, написали ТЗ на сайт, который и запустили осенью 2007 года.

Гоша Ильин – идеолог флэш-журнала
Параллельно с историей собственного сайта летом 2007 года мы узнали, что такое флэш-журнал. Эту идею нам подкинул Гоша Ильин. Личная история Гоши связана с маунтинбайк-темой – он вместе со своим другом Федей Шориным является родоначальником всех байк-движений в нашей стране. Как-то: ивенты, соревнования, байк-журналы. Надо сказать, что Гоша – генератор гениальных идей. Так вот, летом 2007 года Гоша сказал, что у него есть гениальная идея – нужно делать сноубордический флэш-журнал. Мы с Виталиком пришли на встречу, Гоша показал нам прототип – дизайнерский флэш-журнал New Web Pic. После чего мы от души посчитали, сколько будет стоить наша часть, жирную сумму насчитали программисты, в результате, проект был положен на полку, потому что столько денег у гошиного инвестора не было. Или Гоша не рискнул подписаться под такими огромными тратами при непонятной ситуации со сборами по рекламе.

Первый 4snowmag
У Виталика плотно засела идея насчет флэш-журнала. И когда Поночка закончил сайт 4snow, Виталик с Морозовым стали его осаждать на тему создания флэш-журнала. В итоге, в конце 2007 года началась работа над движком. Поночка оценил стоимость разработки в 40 тысяч долларов и предложил нам отдать ему долю в проекте, чтобы цена была меньше. Так и сделали. Так как проект не приносил денег сиюминутно, движок Понка писал долго, в перерывах между своими проектами, которыми зарабатывал на жизнь. К лету 2008 года Никита Поночка сделал первый двигатель, вещь это была эксклюзивная. Например, той же осенью стартовал Onboard Digital – флэш-журнал, призванный захватить американский рынок. Так вот, у него не было движка, каждый разворот был сделан как флэш-баннер, там не было ядра системы, которое бы всем этим управляло. Поэтому, в принципе, аналогов этой разработке нет. Сейчас у нас живет третья версия, которую уже оба моих партнера Морозов и Михайлов считают устаревшей, и ждут от нашего флэш-бога, когда он разродится на v.4.

Image
Сибирь-2008: очень-очень холодно

Image
И спать только вот так

Image
Или так

Старт 4snow и финиш Onboard
Сезон 08/09 4snowmag существовал как фан-проект, с которым мы, за исключением Виталика, себя не ассоциировали. Мы выпустили в прошлом году 7 номеров, в некоторые из них получили рекламу, за которую не получили деньги, по собственному раздолбайству, разумеется. Но, в целом, сделали некоторую визитную карточку, некий базис, с которого можно стартовать.

Где-то с декабря 2008 года стало понятно, что в Onboard начались перебои с финансированием. Сначала рубанули бюджет на спецраспространение, потом обрезали трэвел-бюджет. Поездка в Сибирь состоялась только благодаря поддержке Сергея Шурыгина из 360shop, за что ему еще раз огромное спасибо.

Весной 2009 пошли разговоры о том, что в следующем сезоне Onboard будет выпускаться сокращено. Мы поняли, что по нашему собственному проекту пришла пора решать – сейчас или никогда. Мы с Виталиком сделали презентацию и пошли к рекламодателям, чтобы показать, что у нас есть, и понять степень их интереса. Где-то в конце мая произошел важный выбор: либо мы сейчас делаем бизнес с серьезным отношением и с фултаймом, либо расходимся.

Понятно, какое решение приняли -). Нам приятно работать вместе, у нас хорошая команда, поэтому надо продолжать. Летом не поехали никуда отдыхать, написали вместе с Машей Герман бизнес-план (к чести Маши надо сказать, что она сделала львиную долю этой работы), я нашел инвестора, у которого мы с Машей бизнес-план и защитили в трех чтениях. Это была моя первая продажа, кстати -). Дальше сняли офис, Виталик с Альпинистом его отремонтировали своими руками. В сентябре 2009 сделали официальное открытие нашего издательского дома DWP Media, на которое позвали всех друзей, и через пару недель выпустили наш второй флэш-продукт – журнал о водных видах спорта Lineup Mag.

Сколько человек работает в твоем издательстве DWP Media, и кто чем занимается? Есть ли какие-то принципиальные отличия в работе редакции электронного журнала?
Отличие на последнем этапе. Раньше был цикл: составление плана номера на редсовете, раздача заданий авторам, потом сбор текстов и фотоматериалов (а теперь и видео), дальше Виталик и Никита сидят над дизайном и версткой, расставляют фото, заливают тексты, потом вычитка. После этого этапа цикл расходится. Если в принте мы выводили high-pdf и postscript-файлы и отправляли их в типографию, то теперь после верстки в Indesign вместо печати происходит перевод во флэш-формат, анимация, добавление видео и т.д. Вот и вся разница.

В настоящий момент команда DWP – это 10 человек, из которых четверо работают фултайм, остальные на фрилансе. Дела распределяются следующим образом. Виталик – редакционный директор, он занимается контентом всех продуктов: следит за художественной составляющей с точки зрения фотографии по 4snowmag и Lineup Mag, вместе с артдиректором работает на верстке, следит, чтобы все было вовремя сдано. В общем, осуществляет художественно-надзирательную функцию. Также организует все движения, связанные со съемками нашей crew, и, собственно, осуществляет эти съемки.

Никита Морозов дизайнерит, верстает в Indesign и флэш весь журнал. Никита Журавлев – флэш-разработчик. Он делает всю сложную анимацию, пишет новые флэш-движки, контролирует сайт журнала. Также наш, бесспорно очень талантливый, Поночка делает всю сложную анимированную рекламу.

Маша Герман – шеф-редактор 4snowmag, она осуществляет административную работу по производственной части и всю работу (авторскую и административную) по текстам. В общем, это стандартная работа выпускающего редактора. Наташа Полетаева то же самое делает по Lineup Mag. Кирилл Умрихин – фоторедактор, в его обязанности входит, в том числе, обработка всего фотоконтента, съемки сноубординга и съемки для стандартных рубрик, например, для «Стайла».

Саша Кудрявцева – финансовый менеджер. Она следит за тем, чтобы все налоги были выплачены, а наша деятельность, с этой точки зрения, была чиста, как слеза ребенка.

Дальше стоит сказать о расширенном круге – о семье DWP – друзьях, коллегах и близких людях, которые нам помогают. Это Костя Забара – до недавнего времени редактор сайта 4snowmag, Володя Кнаф – постоянный автор, обозреватель и поставщик видеоконтента, Максим Альпинист – ивент-менеджер и автор саундтреков последних номеров, а также авторы, фотографы и ряд райдеров, которые постоянно работают с нами.

Что касается меня, то характер моей работы довольно сильно изменился. Сейчас я не занимаюсь теми контент-вопросами, которыми раньше занимался в Onboard. Точнее так: хорошо, что последние два года я выполнял 70% функций издателя Onboard, так что был некий бизнес-опыт. В DWP на мне все администрирование фирмы, включая бизнес-развитие, вся реклама, все продвижение. Это большой объем работы. Очевидно, что на все три направления деятельности не хватает времени, и что-то проседает, происходит такой перекос. При этом, дела есть постоянно, можно проводить на работе 24 часа в сутки -). К сожалению, с этим сейчас ничего не поделаешь. Денег, чтобы взять на каждое направление по менеджеру, нет.

Как вы выбираете о чем и в каком объеме писать?
Мы регулярно получаем превью каких-то материалов от фотографов, коллективов (райдеров, каких-то киностудий, просто дружеских компаний), которые интересуются возможностью опубликоваться в нашем журнале. Если фотографии интересные – мы отмечаем такой материал, чтобы потом поместить его в какой-то номер под некую концепцию. Но, надо признать, не любим, чтобы он залеживался – стараемся поставить как можно раньше, чтобы он не терял актуальности. Но самые важные и очевидные материалы – это, конечно, то, что предоставляют наши фотографы Михайлов и Умрихин, а также другие профессиональные камерамэны. В таких случаях обычно замысел материала (о чем, что иллюстрируют данные фото) уже есть у фотографа в голове. Текст задумывается в соответствии с фото. Что логично -).

Сложно было убедить рекламодателей, что флэш – так же круто, как принт?
Да, пришлось потратить много времени на это. Стало чуть легче, когда «Доски» перешли во флэш-формат. Это было неплохо, потому что когда ты делаешь что-то новое в одиночку, сложнее прокачивать новую концепцию.

Разворот в 4snowmag дешевле, чем в Onboard?
Бесспорно, дешевле. Рекламодатели двигают идею, что Интернет должен стоить дешевле, чем принт. Это так. Но у нас же не интернет-издание, а журнал, который с помощью Интернет распространяется. При этом, реальный тираж 4snowmag неизмеримо выше реального тиража Onboard. Здесь сложная ситуация, я еще пока не решил, как с этим быть. Я не очень хороший продавец, я учусь и все такое, так что буду узнавать у старших товарищей, имеющих большой опыт в продажах, как с этим быть.

Журнал уже вышел на окупаемость?
Да, этот год мы работаем в ноль, правда, мы рассчитывали что уже поработаем в прибыль, но, к сожалению, этого пока не произошло. Хотя нам и говорят, что мы молодцы, но мне кажется, что молодцы – это когда не ноль, а прибыль есть. Пока, при приложении определенных усилий до конца сезона, можно только сказать, что мы окупимся.

Почему вы решили сделать сайт 4snowmag именно в таком формате?
Я бы назвал этот формат блогом уважаемых людей. Во-первых, чтобы не конкурировать с другими существующими интернет-площадками – нам это не нужно, мы дружим и нам интересно взаимно продвигаться; а во-вторых, из желания сделать что-то интересное, чего еще нет. Мы решили, почему бы не дать знакомым людям продвигать свои проекты и делиться мыслями. Никакой джинсы здесь нет, каждая колонка выходит под собственным именем, так что когда человек что-то пишет, он должен делать это так, чтобы потом не было совестно.

От сайта в первоначальном виде с большой фотогалереей вы отказались?
Да. Можно расписать сколько угодно планов, но под них нужны определенные мощности, я бы удовольствием запустил огромную галерею, как была два года назад, только лучше довести до конца то, что было задумано по текущему сайту.

Раскроешь нам какие-то секреты, что нового нам ждать от 4snowmag и DWP в этом году?
Мы хотим запустить стрит-проект, мы планировали это сделать в январе, но из-за того, что денег меньше, чем мы ожидали, и рекламодатели сильно задерживают выплату по вышедшим макетам, мы не можем это сделать прямо сейчас. Тем не менее, мы, как и всегда, обещание свое выполним.

Также у нас серьезные планы относительно усиления нашего коллаба с FAT TV. Это будущий сезон. Наконец, к делам, которые реализуются сейчас: в настоящий момент мы стартапим флэш-журнал Fight Magazine – совместно и по заказу Федерации бокса России. Это новые перспективы и новые горизонты. Соответственно, делаем мы это не из бюджета нашего издательского дома, а на новые – есть такой термин – «привлеченные от заказчика» деньги.

Этим я и живу – тем, как бы побольше заработать, поменьше потратить, чтобы сделать бизнес более рентабельным, чтобы смотреть в глаза инвестору честно и открыто, и чтобы развивать сам проект – DWP. Когда удается сделать что-то интересное – новый запуск, новый спецпроект, или договориться с группой энтузиастов о создании нового продукта, меня это очень сильно поддерживает и дает возможность двигаться вперед!

Image
Красная Поляна 2010

Чувствуется усталость. Устал?
Да. Очень. К концу сезона это особенно чувствуется. Но начатое не брошу.

На вопросы отвечал Дмитрий Рывкин, главный редактор Onboard Russia, основатель DWP Media, под крылом которого выходят флэш-журналы 4snowmag и Lineup Mag.

Интервью подготовил Юрий Субботин


Зайди на сайты лучших московских бордшопов: X360 Boardshop, Траектория и B-Shop

 
Узнай, какая музыка звучит в сноуборд видео   Скачай полные версии сноуборд видео

Рейтинг@Mail.ru

Полезные статьи
Журнал Source
Наверх

© 2004-2024 snowlinks.ru
При использовании материалов сайта ссылка на snowlinks.ru обязательна.
По любым вопросам пишите на info@snowlinks.ru